Ликвидация неграмотности в культурной политике большевиков
Документ предусматривал полную ликвидацию неграмотности по всей стране: отныне население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязано было учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию. Народному комиссариату просвещения Наркомпрос предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также создание школ для переростков, школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.
Культура в годы Гражданской войны
Термин «культурная революция» впервые употребил В. Ленин в работе «О кооперации» , подразумевая под ним прежде всего распространение грамотности и развитие массовой просветительной работы среди сельского населения. Впоследствии термин утвердился для обозначения политики замены «буржуазной» культуры на новую, социалистическую, сформированную, по словам Ленина, «с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры» Набросок резолюции Ленина о пролетарской культуре от 9 октября Важнейшей целью культурной революции являлось превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека. Культурная революция включала перестройку народного образования и просвещения на социалистических началах, «перевоспитание» буржуазной и формирование социалистической интеллигенции , создание основанных на марксистской идеологии литературы, искусства и науки, утверждение новой морали и атеистического мировоззрения, преобразование быта и т. Для её осуществления создана система партийно-государственного руководства культурной жизнью общества, включавшая агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП б Агитпроп , Народный комиссариат просвещения РСФСР Наркомпрос; в его системе были сосредоточены все учебные заведения , Главный политико-просветительный комитет Главполитпросвет , отделы народного образования Советов , Главлит и др.
Общие условия развития культуры. Октябрьская революция и гражданская война в России до предела обострили международную обстановку, усилили политический и экономический кризис внутри страны. В очень трудном положении оказалось население российских городов. Биолог Б. В домах не было ни света, ни воды, так как водопровод и канализация замерзли, а электростанции бездейство вали
Вы точно человек?
В конце года, когда белые армии после провала наступления на Москву отходили в южном направлении, советское правительство Совнарком приняло декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Документ предусматривал активизацию борьбы с неграмотностью населения по всей стране: отныне жители Советской России в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшие читать или писать, были обязаны учиться грамоте на родном или на русском языке по желанию. Как отмечала один из главных идеологов программы ликбеза Надежда Крупская , «массы темны и безграмотны не потому, что им нравится быть темными и безграмотными, а потому, что до сих пор нужны были особо благоприятные условия, чтобы рабочий или крестьянин, а тем более работница или крестьянка, будучи уже взрослыми, могли обучиться грамоте». Согласно декрету за подписью председателя Совнаркома Владимира Ленина, каждый населенный пункт с количеством неграмотных свыше 15 человек должен был открыть пункт по ликвидации неграмотности — ликпункт. Обучение продолжалось три-четыре месяца.